Медиаtop-4,48 К
Информационное агентство "Вятский регион"
"Региональные СМИ - за честные выборы"
О проекте

Отчет

На главную

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Россия переходит к демократии в условиях формирования глобального информационного общества. Новые информационные и коммуникационные технологии, развитие средств массовой информации, Интернет могут способствовать объединению людей, обмену информацией между ними по актуальным вопросам, организации совместных действий в масштабе всей страны и отдельных регионов. Кроме этого информационное поле - есть наиболее эффективных механизм независимого мониторинга общественности за происходящими политическим процессами и государственным управлением.
С 1999 года в Кировской области была принята и начала осуществляться программа «МЕДИАtop». Цель программы - создание Волго-Вятского регионального информационного агентства и его включение в общероссийское единое информационное поле.
В качестве приоритетных направлений по организации РИА было определено повышение квалификации журналистов для повышения качества и значимости предлагаемой ими информации.
Одним из ведущих направлений работы РИА учредителями программы изначально ставилось общественно-политическое направление.
Россия имеет лишь десятилетний опыт проведения свободных выборов. Он принес как разочарования, связанные с применением «грязных электоральных технологий», так и достижения - быстрое гражданское «взросление» российских избирателей. Тем не менее множество проблем остается:
- слабый гражданский контроль за избирательным процессом;
- «вялая» реакция общества и государства на факты нарушений в процессе выборов;
- сравнительная пассивность молодой и наиболее образованной части электората;
- отчуждение избирателей от реального процесса формирования представительных учреждений;
- отчуждение действующих лиц избирательных кампаний от нужд населения;
- недоверие общественности к процедуре «тайного» голосования и отсюда к результатам выборов в целом и т.д.
Целью настоящего проекта является создание системы мониторинга за избирательной кампанией 1999 - 2001 гг. посредством привлечения журналистов общественно-политической направленности и создания механизма оповещения общественности и государства о ходе проводимых избирательных мероприятий.
Достижение этой цели позволит сделать более «прозрачными» избирательные мероприятия, а также сформировать доверие населения к объективности результатов выборов, что послужит повышению гражданской активности населения в период последующего развития общества и государства.
Успешному достижению цели будет способствовать решение следующих задач проекта:
- организация механизма мониторинга за ходом проведения федеральных выборов на уровне отдельного региона;
- обобщение информации, полученной в ходе мониторинга федеральных выборов, и внесение предложений в местные органы власти по совершенствованию нормативной базы по выборам в местные органы власти и выборы местного самоуправления в муниципальных образованиях области;
- доведение до граждан области полной и объективной информации о ходе проведения избирательных кампаний 1999 - 2001 гг.
ОРГАНИЗАЦИЯ-ИСПОЛНИТЕЛЬ
Автономная НКО "XXI век"создана в 1999г. на базе общественной организации «Региональная ассоциация демократических реформ», существовавшей с мая 1992г. В настоящее время АНКО «XXI век» объединяет более 30 физических и 14 юридических лиц связанных между собой партнерскими отношениями. Основная деятельность организации – оказание консультационных услуг в сфере социального партнерства, организации управления персоналом, проведение социологических исследований, финансового менеджмента для НКО и СМИ. АНКО «XXI век» в рамках реализуемых программ и проектов поддерживает деловые связи с рядом российских информационных агентств и исследовательских центров (ИТАР-ТАСС, Агентство социальной информации, ВЦИОМ и др.), является участником региональных информационных проектов по созданию Волго-Вятского информационного агентства, образовательного центра Internet для учебных заведений, некоммерческих организаций и средств массовой информации.
АНКО «XXI век» образована как фактический правопреемник общественной организации «Региональная ассоциация демократических реформ» связи с изменениями в законодательстве и появлением в 1999г. стратегического инвестора, оказавшего значительную помощь в развитии консалтинга в системе социального партнерства. Организация сохранила команду своих специалистов, партнерскую среду, не изменились ее цели и задачи. Сотрудники организации участвовали в деятельности по организации наблюдения за ходом избирательного процесса в Кировской области в 1993, 1995-96гг., оказывали консультации представителям СМИ по юридическим вопросам избирательного законодательства. Специалисты организации неоднократно привлекались в качестве консультантов депутатов Областной Думы.
Главной целью организации являются реализация программ экономического развития и содействия становлению гражданского общества в Российской Федерации во всех формах социальных, экономических и политических аспектов жизни общества. Особое внимание уделяется задачам обеспечения равных прав различных представителей общества (в т.ч. женщин, детей и социально необеспеченных категорий граждан), становлению демократической системы управления государством на всех уровнях власти, обеспечению реальной независимости СМИ от государственного и экономического давления, обеспечение права на получение достоверной информации всеми членами общества.
В настоящее время основным источником финансирования организации является доход от оказания платных услуг для клиентов (управленческий консалтинг, юридические услуги, проведение исследований, издательская деятельность). Определенную часть доходов составляет безвозмездная помощь учредителей и средства, получаемые в качестве благотворительной помощи от постоянных партнеров – юридических лиц.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Основой проекта является создание корреспондентской сети, состоящей из волонтеров - журналистов местных средств массовой информации, которые направят свои усилия на сбор информации о ходе избирательных кампаний.
Планируется следующий спектр сбора информации:
- информация о ходе избирательных кампаний;
- сообщения о нарушениях в ходе предвыборных кампании;
- примеры агитационных и иных предвыборных материалов;
- сообщения о ходе и итогах голосования.
После проверки, обработки и обобщения эта информация будет передаваться по следующим каналам:
- СМИ региона и через каналы Волго-Вятского РИА для распространения и использования;
- избирательной комиссии региона для принятия в случае необходимости предусмотренных законом мер;
- органам власти местного уровня для совершенствования нормативно-правовой базы для проведения выборов местного уровня (главы администрации области, депутатов областного представительного органа, глав городских и районных администраций, депутатов городских, районных, поселковых дум и советов).
Волонтеры, ставшие участниками проекта, будут проходить обучение в виде краткосрочных многоэтапных тренингов не только как информаторы, но и как общественные наблюдатели. В ходе обучения волонтеров и проведения основных акций будут организовываться координационные совещания, на которых будут анализироваться и обсуждаться предвыборные программы, распространяться результаты социологических исследований и прогнозы результатов голосования, обобщаться информация о нарушениях в избирательных циклах и т.д.
Участникам проекта планируется рассылка результатов голосования всех избирательных кампаний данного периода, анализ политических позиций кандидатов, выполненные в рамках программы «МЕДИАtop» на основе представленных данных. Участникам проекта станут доступны издаваемые РИА информационный бюллетень «МЕДИАtop», а также аудио ролики, пропагандирующих «честные» выборы.
Сеть волонтеров планируется формировать с опорой на городские и районные печатные средства массовой информации, имеющие выделенную общественно-политическую рубрику в структуре газеты, тираж 1500 и больше экземпляров, существующие не менее 2 года, а также гражданские инициативы общественных организаций и учреждений. Большая роль отводится в проекте независимым энтузиастам.
Этапы проекта
Первый этап - формирование корреспондентской сети (создание организационной, технической и ресурсной базы проекта, разработка механизма передачи и обмена информацией, алгоритмов обработки поступающей информации, набор волонтеров);
Второй этап - обучение участников (тренинги и консультации корреспондентов, помощь в формировании навыков информационного взаимодействия);
Третий этап - мониторинг избирательных кампаний по выборам Президента РФ (наблюдение за ходом предвыборной борьбы, проведение мгновенных социологических опросов в день выборов, подведение итогов на Координационном совещании участников проекта, публикации отчетов о проведенной акции);
Четвертый этап - формулирование предложений для местных органов власти и внесение изменений в местное законодательство о выборах (обобщение материалов и разработка предложений, проведение переговоров с региональной избирательной комиссией, представительными и исполнительными органами власти регионального уровня, проведения конференции по внесению изменений в местные законы о выборах, публикации отчетов о проведенной акции, изготовление пропагандистких аудио- роликов для распространения в районах области, подведение итогов проекта на итоговой конференции участников проекта)
Перечень основных мероприятий проекта:
1. Тренинги для журналистов - корреспондентов проекта. Количество участников - 40 человек из 30 СМИ (областного, городского, районного уровня). Количество тренингов - 6 по 2 дня каждый. Цель тренингов - просвещение по вопросам изменений избирательного законодательства; формам сбора и обработки избирательной информации; права и обязанности общественных наблюдателей; наиболее частные нарушения в ходе проведения выборов; анализ платформ и программ кандидатов и т.п.;
2. Мониторинг выборов Президента РФ. Количество участников (общественных наблюдателей) - 150 человек из 43 районов области; Цель мониторинга - общественный контроль за проведением «честных» выборов на уровне субъекта РФ, сбор информации для последующей обработки и выработки решений в местные органы власти;
3. Создание WEB-страницы в сети Интернет. Цель страницы - осуществление обмена информацией с ведущими исследовательскими сетями ИНДЕМ, АСИ и т.д.; обмен опытом;
4. Законодательная инициатива участников общества. Количество участников - 100 человек. Цель акции - корректировка местного избирательного законодательства для организации «честных» выборов; установление взаимодействия с государством и посредничества между государством и обществом, как элементом участия граждан в управлении.
5. Издание информационного бюллетеня «МЕДИАtop” и аудио-роликов по пропаганде «честных» выборов. Цель акции - пропаганда «честных» выборов, повышение избирательной активности граждан на местах.
Дальнейшее развитие проекта предполагает использование сформированной общественной информационной сети как постоянно действующего средства решения многочисленных задач, в т.ч:
- сбор и распространение силами общества информации о политических, экономических и социальных процессах в Кировской области и России, в целом;
- организация дискуссий национального, регионального и местного масштаба по общественно значимым проблемам;
- организация взаимодействия структур гражданского общества между собой и с властными структурами;
- контроль за деятельностью избранных представителей в промежутках между выборами;
- правовое просвещение и консультирование;
- использование новых технологий массовых исследований в сфере изучения общественного мнения;
- усиление роли «четвертой власти», СМИ, в управлении общеполитическими процессами.
ВЫВОДЫ
1. Реализация проекта делает идею «честных» выборов наиболее реалистичной, т.е. для проведения подобных акций необходимо использовать общественный механизм, но не превращать эту процедуру в беспорядок. СМИ есть общественный элемент, который выступает как посредник между государством и обществом, что делает его достаточно полномочным представлять интересы этих групп.
2. Проведение мониторинга силами СМИ упрощает проблему участия в голосовании - статус журналиста снимает множество вопросов о возможности его участия в той или иной процедуре голосования. Это повышает эффективность контроля за «прозрачностью» выборов.
3. Создание региональной корреспондентской сети позволяет создать единое поле общественных информационных источников, что позволяет получать более объективную и оперативную информацию не только на уровне федерального центра, но и на региональных уровнях и уровнях муниципальных образований и ТОСов.
Hosted by uCoz