|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Россия переходит к демократии в условиях формирования глобального информационного
общества. Новые информационные и коммуникационные технологии, развитие средств массовой
информации, Интернет могут способствовать объединению людей, обмену информацией между ними
по актуальным вопросам, организации совместных действий в масштабе всей страны и отдельных
регионов. Кроме этого информационное поле - есть наиболее эффективных механизм независимого
мониторинга общественности за происходящими политическим процессами и государственным
управлением.
С 1999 года в Кировской области была принята и начала осуществляться программа
«МЕДИАtop». Цель программы - создание Волго-Вятского регионального информационного агентства
и его включение в общероссийское единое информационное поле.
В качестве приоритетных направлений по организации РИА было определено повышение
квалификации журналистов для повышения качества и значимости предлагаемой ими информации.
Одним из ведущих направлений работы РИА учредителями программы изначально ставилось
общественно-политическое направление.
Россия имеет лишь десятилетний опыт проведения свободных выборов. Он принес как
разочарования, связанные с применением «грязных электоральных технологий», так и достижения -
быстрое гражданское «взросление» российских избирателей. Тем не менее множество проблем
остается:
- слабый гражданский контроль за избирательным процессом;
- «вялая» реакция общества и государства на факты нарушений в процессе выборов;
- сравнительная пассивность молодой и наиболее образованной части электората;
- отчуждение избирателей от реального процесса формирования представительных учреждений;
- отчуждение действующих лиц избирательных кампаний от нужд населения;
- недоверие общественности к процедуре «тайного» голосования и отсюда к результатам выборов в
целом и т.д.
Целью настоящего проекта является создание системы мониторинга за избирательной кампанией
1999 - 2001 гг. посредством привлечения журналистов общественно-политической направленности и
создания механизма оповещения общественности и государства о ходе проводимых избирательных
мероприятий.
Достижение этой цели позволит сделать более «прозрачными» избирательные мероприятия, а
также сформировать доверие населения к объективности результатов выборов, что послужит
повышению гражданской активности населения в период последующего развития общества и
государства.
Успешному достижению цели будет способствовать решение следующих задач проекта:
- организация механизма мониторинга за ходом проведения федеральных выборов на уровне
отдельного региона;
- обобщение информации, полученной в ходе мониторинга федеральных выборов, и внесение
предложений в местные органы власти по совершенствованию нормативной базы по выборам в
местные органы власти и выборы местного самоуправления в муниципальных образованиях
области;
- доведение до граждан области полной и объективной информации о ходе проведения
избирательных кампаний 1999 - 2001 гг.
ОРГАНИЗАЦИЯ-ИСПОЛНИТЕЛЬ
Автономная НКО "XXI век"создана в 1999г. на базе общественной организации «Региональная ассоциация
демократических реформ», существовавшей с мая 1992г. В настоящее время АНКО «XXI век»
объединяет более 30 физических и 14 юридических лиц связанных между собой партнерскими
отношениями. Основная деятельность организации – оказание консультационных услуг в сфере
социального партнерства, организации управления персоналом, проведение социологических
исследований, финансового менеджмента для НКО и СМИ. АНКО «XXI век» в рамках реализуемых
программ и проектов поддерживает деловые связи с рядом российских информационных агентств и
исследовательских центров (ИТАР-ТАСС, Агентство социальной информации, ВЦИОМ и др.), является
участником региональных информационных проектов по созданию Волго-Вятского информационного
агентства, образовательного центра Internet для учебных заведений, некоммерческих организаций и
средств массовой информации.
АНКО «XXI век» образована как фактический правопреемник общественной организации
«Региональная ассоциация демократических реформ» связи с изменениями в законодательстве и
появлением в 1999г. стратегического инвестора, оказавшего значительную помощь в развитии
консалтинга в системе социального партнерства. Организация сохранила команду своих специалистов,
партнерскую среду, не изменились ее цели и задачи. Сотрудники организации участвовали в
деятельности по организации наблюдения за ходом избирательного процесса в Кировской области в
1993, 1995-96гг., оказывали консультации представителям СМИ по юридическим вопросам
избирательного законодательства. Специалисты организации неоднократно привлекались в качестве консультантов депутатов Областной Думы.
Главной целью организации являются реализация программ экономического развития и
содействия становлению гражданского общества в Российской Федерации во всех формах социальных,
экономических и политических аспектов жизни общества. Особое внимание уделяется задачам
обеспечения равных прав различных представителей общества (в т.ч. женщин, детей и социально
необеспеченных категорий граждан), становлению демократической системы управления государством
на всех уровнях власти, обеспечению реальной независимости СМИ от государственного и
экономического давления, обеспечение права на получение достоверной информации всеми членами
общества.
В настоящее время основным источником финансирования организации является доход от
оказания платных услуг для клиентов (управленческий консалтинг, юридические услуги, проведение
исследований, издательская деятельность). Определенную часть доходов составляет безвозмездная
помощь учредителей и средства, получаемые в качестве благотворительной помощи от постоянных
партнеров – юридических лиц.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Основой проекта является создание корреспондентской сети, состоящей из волонтеров -
журналистов местных средств массовой информации, которые направят свои усилия на сбор
информации о ходе избирательных кампаний.
Планируется следующий спектр сбора информации:
- информация о ходе избирательных кампаний;
- сообщения о нарушениях в ходе предвыборных кампании;
- примеры агитационных и иных предвыборных материалов;
- сообщения о ходе и итогах голосования.
После проверки, обработки и обобщения эта информация будет передаваться по следующим
каналам:
- СМИ региона и через каналы Волго-Вятского РИА для распространения и использования;
- избирательной комиссии региона для принятия в случае необходимости предусмотренных законом
мер;
- органам власти местного уровня для совершенствования нормативно-правовой базы для проведения
выборов местного уровня (главы администрации области, депутатов областного представительного
органа, глав городских и районных администраций, депутатов городских, районных, поселковых
дум и советов).
Волонтеры, ставшие участниками проекта, будут проходить обучение в виде краткосрочных
многоэтапных тренингов не только как информаторы, но и как общественные наблюдатели. В ходе
обучения волонтеров и проведения основных акций будут организовываться координационные
совещания, на которых будут анализироваться и обсуждаться предвыборные программы,
распространяться результаты социологических исследований и прогнозы результатов голосования,
обобщаться информация о нарушениях в избирательных циклах и т.д.
Участникам проекта планируется рассылка результатов голосования всех избирательных
кампаний данного периода, анализ политических позиций кандидатов, выполненные в рамках
программы «МЕДИАtop» на основе представленных данных. Участникам проекта станут доступны
издаваемые РИА информационный бюллетень «МЕДИАtop», а также аудио ролики,
пропагандирующих «честные» выборы.
Сеть волонтеров планируется формировать с опорой на городские и районные печатные средства
массовой информации, имеющие выделенную общественно-политическую рубрику в структуре газеты,
тираж 1500 и больше экземпляров, существующие не менее 2 года, а также гражданские инициативы
общественных организаций и учреждений. Большая роль отводится в проекте независимым
энтузиастам.
Этапы проекта
Первый этап - формирование корреспондентской сети (создание организационной, технической и
ресурсной базы проекта, разработка механизма передачи и обмена информацией, алгоритмов обработки
поступающей информации, набор волонтеров);
Второй этап - обучение участников (тренинги и консультации корреспондентов, помощь в
формировании навыков информационного взаимодействия);
Третий этап - мониторинг избирательных кампаний по выборам Президента РФ (наблюдение за ходом
предвыборной борьбы, проведение мгновенных социологических опросов в день выборов, подведение
итогов на Координационном совещании участников проекта, публикации отчетов о проведенной
акции);
Четвертый этап - формулирование предложений для местных органов власти и внесение изменений в
местное законодательство о выборах (обобщение материалов и разработка предложений, проведение
переговоров с региональной избирательной комиссией, представительными и исполнительными
органами власти регионального уровня, проведения конференции по внесению изменений в местные
законы о выборах, публикации отчетов о проведенной акции, изготовление пропагандистких аудио-
роликов для распространения в районах области, подведение итогов проекта на итоговой конференции
участников проекта)
Перечень основных мероприятий проекта:
1. Тренинги для журналистов - корреспондентов проекта. Количество участников - 40 человек из 30 СМИ (областного, городского, районного уровня). Количество тренингов - 6 по 2 дня каждый. Цель тренингов - просвещение по вопросам изменений избирательного законодательства;
формам сбора и обработки избирательной информации; права и обязанности общественных
наблюдателей; наиболее частные нарушения в ходе проведения выборов; анализ платформ и программ
кандидатов и т.п.;
2. Мониторинг выборов Президента РФ. Количество участников (общественных наблюдателей) - 150 человек из 43 районов области; Цель мониторинга - общественный контроль за проведением «честных» выборов на уровне
субъекта РФ, сбор информации для последующей обработки и выработки решений в местные органы
власти;
3. Создание WEB-страницы в сети Интернет. Цель страницы - осуществление обмена информацией с ведущими исследовательскими сетями
ИНДЕМ, АСИ и т.д.; обмен опытом;
4. Законодательная инициатива участников общества. Количество участников - 100 человек. Цель акции - корректировка местного избирательного законодательства для организации
«честных» выборов; установление взаимодействия с государством и посредничества между
государством и обществом, как элементом участия граждан в управлении.
5. Издание информационного бюллетеня «МЕДИАtop” и аудио-роликов по пропаганде «честных»
выборов. Цель акции - пропаганда «честных» выборов, повышение избирательной активности граждан на
местах.
Дальнейшее развитие проекта предполагает использование сформированной общественной
информационной сети как постоянно действующего средства решения многочисленных задач, в т.ч:
- сбор и распространение силами общества информации о политических, экономических и
социальных процессах в Кировской области и России, в целом;
- организация дискуссий национального, регионального и местного масштаба по общественно
значимым проблемам;
- организация взаимодействия структур гражданского общества между собой и с властными
структурами;
- контроль за деятельностью избранных представителей в промежутках между выборами;
- правовое просвещение и консультирование;
- использование новых технологий массовых исследований в сфере изучения общественного мнения;
- усиление роли «четвертой власти», СМИ, в управлении общеполитическими процессами.
ВЫВОДЫ
1. Реализация проекта делает идею «честных» выборов наиболее реалистичной, т.е. для
проведения подобных акций необходимо использовать общественный механизм, но не превращать эту
процедуру в беспорядок. СМИ есть общественный элемент, который выступает как посредник между
государством и обществом, что делает его достаточно полномочным представлять интересы этих групп.
2. Проведение мониторинга силами СМИ упрощает проблему участия в голосовании - статус
журналиста снимает множество вопросов о возможности его участия в той или иной процедуре
голосования. Это повышает эффективность контроля за «прозрачностью» выборов.
3. Создание региональной корреспондентской сети позволяет создать единое поле общественных
информационных источников, что позволяет получать более объективную и оперативную информацию
не только на уровне федерального центра, но и на региональных уровнях и уровнях муниципальных
образований и ТОСов.
|